Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

Александр Александрович Фомин родился 23/24 июля (4/5 августа по новому стилю) 1868 года в Витебске. Он стал первенцем в семье Александра Ивановича и Розы Семеновны Фоминых, в которой следом за ним в течение 10 лет появилось еще четверо детей: Иван[1], Ольга[2], Валерий[3] и Надежда[4]. Отец Александра Александровича Фомина был сыном почтальона из крепостных, служил в почтовом ведомстве и за год до рождения сына получил назначение в Витебск на должность разъездного чиновника для перевозки почт по железным дорогам. Мать происходила из польского дворянского рода Броницких.

В 1869 г. в связи с переменами по службе главы семьи Фомины переехали в Орел и прожили там 7 лет. Затем семья обосновалась в Риге.

В 1887 году, окончив Рижскую Александровскую гимназию и получив аттестат, в котором особо была подчеркнута его склонность к русской словесности, Александр Фомин поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Первые два года обучения были общими для всех, а с 3-го начиналось разделение на три отделения: классическое, словесное и историческое. Большое внимание уделялось древнегреческой философии (Платон, Аристотель), философии научной деятельности (психология познания), истории римской литературы (Цицерон), изучению древних языков (греческого, латыни, санскрита с обязательными практическими занятиями по переводу древних текстов на русский язык) и современных иностранных (французского и немецкого). Не мене внушительными были комплексы: филологический (русская литература XIX в. - Н.С. Тихонравов; староцерковная фонетика и морфология, историческая грамматика русского языка, история новой французской литературы – Н.И.Стороженко; история литературы средних веков – А.Н.Веселовский) и исторический (новая история 18 – 19 вв. и историография 18 века – В.И. Герье; история Греции, история Римской империи, история Западной Европы, история США в 18 веке, новая русская история (от Бориса Годунова до Николая I) – В.О. Ключевский).

Особый интерес у студента Александра Фомина вызывала русская и французская драматургия, которым он посвятил сочинения на третьем и четвертом курсах: «Русская комедия 18 века», «Бомарше и его трилогии», «Отголоски комедий 18 века в комедии нашего времени». Вероятно, любовь к театру, которую он пронес через всю жизнь, уже тогда поселилась в душе молодого человека. Возможно, первые театральные впечатления он получил в юности в Риге, где в 1883 году открылся Русский драматический театр – старейший русский театр за пределами современной России.

На 5 курсе Александр Фомин был привлечен к серьезной научной работе, составив указатели и словарь ко второму изданию Онежских былин А.Ф.Гильфердинга (Спб., 1894-1900).

Через год после поступления в университет, в 1888 году, Александр Фомин стал преподавателем русского языка, географии и арифметики в Строгановском училище технического рисования. С 1889 по 1894 гг. и в 1897-1903 гг. Фомин заведовал и ученической библиотекой.

По окончании Университета с дипломом первой степени (1892 г.) Александр Фомин был оставлен при кафедре русской словесности для подготовки к профессорскому званию, одновременно заняв должность помощника хранителя музея Строгановского училища. В этом же году он Фомин женился на дочери генерал-лейтенанта Дмитрия Жураковского Надежде. В 1894 г. в семье Фоминых родился сын Юрий, а в 1900 г. дочь Татьяна.

Одновременно со службой в Строгановском училище, Александр Александрович преподает в школе императорских театров (с 1892 г.), читает курсы по истории русской литературы в Пехотном юнкерском училище, Московском военном училище и др. военных учебных заведениях, а также публичные лекции о Чехове, Горьком, Островском и др. русских драматургах.

В 1903 году Александр Фомин принимает приглашение стать директором частного женского коммерческого училища А.И.Верецкой в Варшаве.

Параллельно с преподавательской Фомин не оставлял и научную деятельность. С начала XX века его интересы сосредоточиваются на архиве В.А.Жуковского, а затем на поисках и изучении архива братьев Тургеневых в Париже. Все перипетии этого сложного и очень важного для русской науки предприятия Александр Александрович описал позднее в своей книге «Петр Николаевич Тургенев и его дар русской науке» (Спб., 1913). В 1906 г. в журнале «Русская мысль» (Кн. IV) Фомин поместил первую публикацию материалов из архива Тургеневых.

В 1905 г. Варшава стала одним из центров первой русской революции. В том же году училище Верецкой было закрыто, Фомину нужно было искать новое место службы.

Летом 1905 года он с семьей перебирается в Симферополь, где становится директором частного коммерческого училища Хохловкина. В сентябре того же года на должность учителя рисования он приглашает выпускника Строгановского училища, художника Усеина Боданинского, с которым был знаком еще по училищу. Через четыре года У.А.Боданинский женился на родной сестре Фомина - Ольге Александровне.

Здесь же, в Симферополе, А. А. Фомин организует практические общеобразовательные курсы, а также литературно-художественный кружок под названием «Чатырдаг».

Прослужив директором Симферопольского коммерческого училища всего год, Фомин получает приглашение от Министерства народного просвещения на место окружного инспектора Рижского учебного округа. В Риге он состоит членом Рижского педагогического общества, организует Рижский драматический кружок при русском клубе, а летом 1908 года возглавляет экспедицию Экскурсионного Бюро Рижского педагогического общества на остров Рухну в Эстонии. Итогом этой экспедиции стала этнографическая коллекция предметов материальной культуры шведов-колонистов, населявших этот остров, хранящаяся ныне в Российском этнографическом музее (РЭМ) и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Во время II Мировой войны, в 1944 году все население острова Рухну покинуло обжитые места, так что эта коллекция на сегодняшний день является уникальной.

В 1908 – 1910 гг. Александр Александрович Фомин – директор коммерческого училища в Миттаве, с 1910 возглавляет мужское и женское коммерческие училища в Сестрорецке. Здесь Александру Александровичу Фомину удалось, по его словам, в полной мере осуществить свою мечту о школе-коммуне и о совместном обучении мальчиков и девочек, когда «учащиеся, начиная с младшего возраста и кончая старшими, были организованы в такие самодеятельные группы, которые во всех сферах их школьной, учебной, хозяйственной и общественной жизни росли, развивались, дисциплинировались путем коллективных принципов и методов, а педагоги были только стоявшими рядом с ними старшими товарищами, руководившими молодежью». Правда, первые попытки в этом направлении Фомин, по его словам, предпринимал еще во время службы в Строгановском училище, а затем в Симферопольском коммерческом училище.

Все эти годы продолжается научная работа по разбору, изучению и передаче семейного архива Тургеневых Симбирских в Библиотеку Академии наук. В 1912 г. Александр Александрович завершает его переправку из Парижа в Россию. Последние ящики с документами прибыли осенью 1912 г., уже после смерти их жертвователя Петра Николаевича Тургенева. Общее количество названий рукописей составляло от трех до четырех тысяч, а общее количество листов – до 50 тысяч. Книги, журналы, газеты и др. печатные издания занимали от 8 до 10 больших ящиков.

Отдавая должное энергии, предприимчивости и высокому уровню компетентности А.А.Фомина, хочется подчеркнуть, что, не возьмись он за исследование и возвращение на родину семейного архива Тургеневых, ценнейшие документы могли так и остаться во Франции и стать объектом расхищения и уничтожения в первую и вторую мировые войны, как это случилось со многими рукописными и книжными собраниями, безвозвратно пропавшими для русской науки и культуры.

В течение 1912 – 1913 гг. книги из парижского архива Тургеневых были переданы А.А. Фоминым в библиотеки Московских Публичного и Румянцевского музеев, Императорского Российского Исторического музея, Императорского Московского университета, Императорской публичной библиотеки, Императорского университета Св.Владимира (г.Киев), Императорского Варшавского университета.

Одновременно велась подготовка наиболее интересных материалов к научной публикации. С 1911 по 1922 гг. Академией наук было выпущено 6 томов издания документов архива Тургеневых, седьмой был подготовлен к печати, но не увидел свет. Вышедшие тома смогли вместить лишь небольшую часть собрания. Издание было прекращено.

Большая часть материалов архива была передана А.А. Фоминым в Библиотеку Академии наук и в настоящее время хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН в Санкт-Петербурге. Однако он не успел закончить свою работу. Остававшиеся у него документы после его смерти в 1929 г. оказались разрозненны и до сих пор еще не полностью собраны государственными архивохранилищами. Часть этих документов, переданная на хранение в 1930-е гг. вместе с личным архивом А.А.Фомина в отдел письменных источников ГИМ, была выделена в самостоятельный фонд, который теперь хранится в РГАЛИ. Другая же часть распылилась и осела в частных собраниях коллекционеров. До сих пор Парижский архив братьев Тургеневых как единый комплекс документов не изучен.

В 1913 году А.А.Фомин переезжает в Санкт-Петербург, возглавив коммерческое училище С. Н. Туторской, в это же время он работает над диссертацией и готовится к испытаниям на звание магистра в Санкт-Петербургском университете.

В том же году он занимает должность санитарного инспектора Общества Красного Креста. В этот период жизни (1913 – 1918 гг.) организаторские способности Фомина и его аналитический ум сыграли немаловажную роль в построении работы Управления снабжения Общества Красного Креста. Им была разработана «особая система учета, отчетности и статистики всех финансово-заготовительных операций, как центральных органов, так и на периферии, вплоть до летучих лазаретов». По мнению А.Фомина, «эта система давала возможность Совету снабжения в каждый момент быть в курсе всех своих заготовок, процесса распределения и наличности запасов в учреждениях Красного Креста, стоимости всех заготовок и т.д.».

Февральская революция 1917 г. не внесла особых перемен в ритм жизни А.А.Фомина: он по-прежнему служит в Красном Кресте, посещает заседания Неофилологического общества, Русского географического общества, членом которого он стал с 1915 г., преподает в Петроградском университете.

Все меняется после октябрьского переворота. В течение 1918 – 1919 гг. Фомин, став сотрудником Наркомпроса и получив мандат ВЦИК, подписанный Я.Свердловым, ездит по городам Поволжья, по бывшим помещичьим усадьбам, пытаясь спасти от разграбления частные библиотеки, руководит организацией библиотеки Костромского рабоче-крестьянского университета, где занимает кафедру словесности, преподает в Московском университете.

С сентября 1920 года Александр Александрович начинает читать лекции по истории русской литературы и театра на Высших драматических курсах при Малом театре вместо своего однокурсника и друга, профессора П.Н.Сакулина. Опытный педагог, он понимал, что качество учебного процесса и уровень подготовки будущих актеров великого театра невозможен без специальной научно-исследовательской библиотеки. Фактически с осени 1920 года Фомин с одобрения Дирекции Малого театра в лице А.И.Южина и руководства драматических курсов начинает создавать такую библиотеку. Формальное закрепление решения об организации Академической библиотеки при Малом театре произошло через полгода - в марте 1921 г. на собрании дирекции Малого театра. А. А. Фомин был утвержден в должности ее директора. Торжественное открытие Академической библиотеки Малого театра состоялось 24 мая 1922 года в помещении Высших драматических курсов (ныне Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России) на углу улиц Пушечной и Софийки (ныне ул.Неглинная). В это же время, с 1921 по 1923 гг., А.А.Фомин - декан историко-литературного отделения Высших драматических курсов Малого театра.

Основу фонда вновь создаваемой библиотеки составили книги из личных собраний актеров и режиссеров Малого театра, самого А.А.Фомина и его супруги, а также их родственников, друзей и знакомых. В Книге пожертвований Академической библиотеки Малого театра, начатой в 1921 году, имя А.А. Фомина как жертвователя встречается 173 раза, а С.В. Фоминой – 282. Разнообразие видового состава фонда библиотеки было заложено с первых дней существования: книги, журналы, газеты, театральные программы, гравюры, фотографии, открытки. За 1922 год в фонд библиотеки поступило (в виде покупок, пожертвований, и поступлений из Книжного фонда) более 400 названий (около 900 томов) книг и около 100 листов гравюр, а в 1926 его объем составлял уже 50 000 томов!

В конце 1921 года в трудовом списке Фомина, который хранится в Научно-ведомственном архиве ГИМ, появляется еще одна запись – заведующий Отделом домашнего обихода Государственного Российского исторического музея (с 1925 г. – ГИМ). В этом году музей претерпел очередную реорганизацию, в результате которой была разработана новая структура. Научные отделы музея были объединены в 6 разрядов: I – археологический (экспонирование и хранение археологический памятников до IX в.), II – исторический общий (научно-экспозиционный по периоду с IX по XIX вв.), III – исторический специальный (хранение и экспонирование вещественных памятников по отраслям быта), IV – исторические источники (хранение и экспонирование изобразительных материалов, письменных источников, картографических материалов), V – исторические пособия, VI – функциональный. В историческом специальном разряде, возглавляемом известным нумизматом, А.В.Орешниковым, предусматривалось восемь отделений (или отделов), одним из которых (памятников домашнего обихода) и стал заведовать А.А.Фомин. В состав фондов отдела входили музейные предметы, изготовленные из разных видов металлов (в том числе драгоценных), стекла, фарфора, кости и других материалов. Свой отдел Фомин создавал вопреки укоренившимся правилам музейной работы, вкладывая в идеологию его формирования и деятельности свое видение потенциала и практической значимости музейного собрания. В автобиографии он писал, что его отдел «соорганизован так, что в своем научном анализе и классификации памятников материальной культуры и быта прошедших времен, он подготовляет и подсказывает научно-обоснованный, точный и красочный материал для создания тех синтетических комплексов, каковыми являются… «открытые залы» Государственного исторического музея». Однако инициатива А.А.Фомина не встретила одобрения среди коллег по музею, в первую очередь, со стороны его непосредственного руководителя – А.В. Орешникова.

В 1925 году, жизнь Александра Александровича озарило еще одно открытие, которых у него и без того было немало. Летом 1925 года по заданию Исторического музея и Московского отделения Российского общества по изучению Крыма (РОПИК) он с супругой С.В.Фоминой едет в Судак для обследования местных древностей. Обследование развалин генуэзской крепости и собранные практически с земли 40 образцов предметов материальной культуры позволили сделать заключение, что древности Судака и его окрестностей являются памятниками мирового значения.

Вернувшись в Москву, Фомин 22 сентября 1925 г. выступает с отчетом о памятниках Судака в Архитектурно-реставрационном отделении Музейного отдела Главнауки, а также делает доклад на заседании секции общей архитектуры Государственной Академии материальной культуры. Он предлагает произвести срочный ремонт памятников, находящихся в наиболее угрожающем положении, организовать охрану крепости от разрушения и расхищения. По итогам доклада принимается решение начать в 1926 г. планомерные исследования крепости.

Через месяц, 25 октября, он направляет Заведующему Главнаукой программу научно-исследовательской экспедиции в Судак летом 1926 года с приложением обоснования сметы расходов. В ней он пишет: «…Древности Судака, находящиеся на поверхности земли, пока сохранились еще в лучшем и более полном состоянии, чем такие же древности в других местах Черноморского побережья, а находящиеся под землей до сих пор еще не были тронуты рукой научного исследователя и в этом отношении представляют исключительную ценность…».

В течение летних сезонов 1926 – 1928 гг. А.А.Фомин осуществляет общее административное руководство археологическими работами и охраной крепости в Судаке. По словам участвовавшего в судакских раскопках в 1927 г. художника, студента ВХУТЕМАС, Глеба Смирнова, Фомин был увлечен своей работой, и его энтузиазм передавался всем сотрудникам.

В эти же годы в Государственной театральной библиотеке начинает насаждаться другая идеология комплектования и обслуживания читателей, в библиотеку приходят люди, стиль и направление работы которых сильно нервируют Фомина. Он пытается противостоять навязываемым сверху распоряжениям, проводниками которых становятся новые сотрудники.

В 1928 г. в ГТБ начинается чистка фонда. В инвентарной книге библиотеки появляются многочисленные записи (за 1928 – 1929 гг. их около 170!) об исключении из состава фонда изданий в связи «с несоответствием» их содержания профилю библиотеки.

1929 год – последний в жизни А.А.Фомина. Весной затевается ремонт в Отделе домашнего обихода ГИМ, который требует больших сил и энергии. Летом отдел в полном составе уходит на каникулы. Последний отпуск своей жизни А.А.Фомин проводит в Крыму на территории Карадагской научной станции.

Вернувшись в Москву, он узнает, что уволен с должности заведующего отделом ГИМ в связи с «рационализацией работы» музея. Одновременно с ним по той же причине из музея вынуждены были уйти 34 видных деятеля культуры и искусства. Структура музея была снова пересмотрена, Отдел домашнего обихода был расформирован.

Государственную театральную библиотеку тоже ждала реорганизация, но это произошло уже в 1930 г. 11 декабря 1929 года Александр Александрович Фомин скончался от инфаркта и был похоронен на Введенском кладбище.

Ссылки:

Материалы к библиографии А. А. Фомина

На добрую память Дарственные надписи А.А Фомина

 

Полная версия статьи опубликована:

Мордкович Т.А. Вся жизнь – деятельность. Александр Александрович Фомин и его вклад в отечественную культуру //Документирование театрального наследия: Международная научная конференция: к 90-летию Российской государственной библиотеки искусств/ Рос. гос. б-ка искусств. – М. 2013. – с 218 – 234.



[1] Фомин Иван Александрович (1872 – 1936) – русский и советский архитектор. В 1909 г. окончил Императорскую академию художеств, с 1915 г. академик архитектуры, работал в разных стилях, начиная от модерна и заканчивая неоклассикой. Автор проектов постройки зданий в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иваново. Железноводске и др. городах, станций метро «Театральная» и «Красные ворота» в Москве.

[2] Фомина Ольга Александровна (1873 – 1927) – художница, в 1909 г. вышла замуж за У.А.Боданинского - художника, первого директора Бахчисарайского дворца-музея.

[3] Фомин Валерий Александрович (1875 – 1927) – русский и советский архитектор.

[4] Фомина Надежда Александровна (1878 - 1895) – художница.